Конспект познавательно-исследовательской деятельности педагога с использованием игровых технологий с детьми среднего дошкольного возраста «Шоколадный интерес»

12.06.2022

Конспект познавательно-исследовательской деятельности

педагога с использованием игровых технологий с детьми

среднего дошкольного возраста

«Шоколадный интерес»

 

Образовательная область: познавательное развитие.

Основная деятельность: познавательно-исследовательская.

Форма работы с детьми: решение проблемных задач.

Цель: Развитие познавательных  интересов детей через познавательно-исследовательскую деятельность.

Задачи:

Образовательные: расширить и обобщить знания детей о шоколаде, его свойствах. Упражнять в чтении схем.  Показать принцип  приготовления жидкого шоколада. Познакомить детей с новой профессией:  шоколадье.

Развивающие: Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы; развивать речь детей.

  Воспитывающие: воспитывать  способность вести диалог с воспитателем, со сверстниками; быть доброжелательным и корректным собеседником. Воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу, формировать навыки взаимопомощи. Воспитывать чувства удовлетворения, радости от проделанных открытий

Активация словаря: шоколадье, какао бобы, какао дерево.

Методические приемы: словесные, наглядные, проблемно – поисковый, эксперимент, наблюдение.

Предварительная работа: знакомство с историей возникновения шоколада, коллекционирование оберток от шоколада,  дидактические игры.

Материал и оборудование: Фартуки для детей, ноутбук, проектор, молоко для каждого в стаканчике, какао порошок, блюдца, салфетки, 2 стакана,  плитка шоколада  (подносы, одноразовые тарелки, палочки для канопе, 10 одноразовых ложек, прихватка, посуда для нагревания,  свеча, ингредиенты для приготовления шоколада, фрукты, миксер).

 

Ход совместной деятельности воспитателя и детей:

 

Организационный момент

- Ребята, сегодня к нам в детский сад пришли гости.

- Они пришли  посмотреть, как мы живем, чему учимся и чему уже научились.

- Давайте поздороваемся с нашими гостями!

(Здравствуйте!)

 

В круг  широкий, вижу я

Встали все мои друзья.

В центре круга соберемся,

И на место все вернемся.

Улыбнемся, подмигнем,

Меня слушать все начнем!

Основная часть.

 (Слышится звуковой сигнал видеосвязи)

Воспитатель: Ребята, слышите, кто-то нам звонит по видео связи. Интересно кто бы это мог быть? Давайте посмотрим (на экране появляется клоунесса, начинает говорить)

Привет, друзья! Меня зовут Ириска! Да, да, Ириска, потому что я просто обожаю всё сладенькое. А вы любите сладости? (дети: да) Отлично! Понимаете, тут такое дело мы с моим другом Карлсоном любим играть в такую игру «Что? Где? Когда?» называется: Что же это такое вкусненькое? Где это можно взять? И когда это можно съесть? Вы же помните, что я обожаю все сладенькое? Так вот, Карлсон прислал мне письмо с загадкой, но я ни как не могу её отгадать, а в конце письма добавил, что если я не смогу ответить, то мне помогут знатоки из д/сада №60 ребята средней группы.  Вот я вам и звоню! Вы мне поможете? (дети: да). Тогда слушайте загадку (Читает):

Расчерчен на квадратики,

Завернут в серебро,

Как его вы развернете,

Моментально вы поймете,

Сладкий, хрупкий и не прочный,

Бывает горький и молочный,

Во рту он тает быстро очень,

Отведать его каждый рад,

Что это дети? (Шоколад).

Ириска: Как это вы быстро догадались, а я всю голову сломала, не могла отгадать! Ах, как я люблю шоколад! (мечтательно). А вы любите шоколад? (Да). А взрослые любят шоколад? А почему все любят шоколад? (Вкусный, сладкий). Мне Карлсончик написал, что вы всё, всё знаете. А вы знаете, откуда появился шоколад? Может быть, конфетки и шоколадки растут на грядке?

Воспитатель: Ребята, давайте пригласим Ириску в гости, и расскажем ей из чего и как готовят шоколад (дети садятся)

(Дети приглашают Ириску)  (Появляется Ириска под музыку)

Ириска: Привет, друзья, а вот и я!

                 Узнали верно вы меня?  (Да)

Воспитатель:  садись Ириска с нами и послушай. Шоколад любимое лакомство детей и взрослых.

- А знаете ли вы, что шоколад не растет в нашей стране.

- Как вы думаете, почему?

- Потому что в нашей стране очень холодно. Он боится холода, снега и растет там, где нет зимы.

- А если в нашей стране не растет, то, как вы думаете, где?

Родина шоколадного дерева – тропическая Америка, острова Мексиканского залива.

(Слайд 2)

- Шоколад получается из плодов дерева, которое называется дерево какао. Дерево какао выглядит вот так.

 (Слайд 3)

- На этом дереве растут большие плоды, которые называются – плоды какао. Плоды какао похожи на лимоны, а внутри у плодов есть семечки – какао-бобы.

(Слайд 4)

Так выглядят цветы на шоколадном дереве, они растут не на ветках как у обычных деревьев, а прямо на стволе.

 (Слайд 5).

- Когда они созревают, и становятся темно-коричневого цвета (Слайд 6), плоды какао отрезают от дерева, очищают от кожуры и достают бобы какао.

(Слайд 7)

- После сбора урожая какао-бобы необходимо просушить.

(Слайд 8)

- Складывают их в мешки.

(Слайд 9)

- Вот в таких мешках в нашу страну, на фабрики, попадает какао бобы.

(Слайд 10)

- На фабриках их очищают от кожуры и перемалывают.

Высушенные какао – бобы обжаривают, они приобретают вкус и аромат.

(Слайд 11)

- Их дробят, размалывают в порошок и отжимают из них масло.

- Отжатое масло пойдет на изготовление шоколадных плиток.

(Слайд 12)

- А то, что осталось (жмых) размельчают на фабрике в мелкий коричневый порошок под названием «какао».

(Слайд 13)

- А шоколад делают так. В какао-масло наливают молоко или сливки, насыпают какао-порошок, сахар, ваниль, орехи, изюм и все перемешивают.

(Слайд 14)

- Тесто разливают в формы и охлаждают, получаются аппетитно пахнущие плитки.

(Слайд 15, 16)

- Итак, мы узнали, откуда к нам пришел шоколад, и как его производят.

 

 О шоколаде можно говорить долго и бесконечно. Ведь в нем находится очень много полезных веществ, которые улучшают наше самочувствие и настроение.

После показа презентации воспитатель говорит:

Ну. что, Ириска, ты узнала откуда к нам пришёл шоколад и как его производят.

Ириска: От ваших картинок захотелось съесть шоколад. (Вздыхает)

Педагог: Что случилось с тобой, Ириска?

Ириска: вот было бы здорово, если бы шоколад всегда был в холодильнике. Открываешь, а он ждет тебя, такой вкусненький, любименький.

Педагог: Ты знаешь, Ириска, мы можем тебе в этом помочь, мы как раз собирались стать настоящими мастерами производства шоколада. А как называется профессия человека, который занимается изготовлением шоколада? (Шоколадье). Такие мастера готовят исключительно вкусный и красивый шоколад..

Ириска: Ура! Я тоже хочу, я тоже хочу. 

Воспитатель - Давайте с вами выясним, так ли полезен наш шоколад?

- Сейчас мы  поиграем в игру «Польза-вред».

Мне интересно ваше мнениешоколад вреден или полезен?

- А хотите это выяснить?

- Я буду называть свойства шоколада, а вы должны будете разделить их на вредные и полезные. А помогут в этом нам весы. Одна чаша весов будет означать полезные свойства шоколада, а другая чаша – вредные свойства, то есть минусы.

(поставить + и – к чашам весов)Хочу такой сайт

Ну что, начинаем!

Шоколад поднимает настроение.

- В шоколаде содержатся витамины.

Шоколад укрепляет для сердца и сосудов, улучшает работу мозга

Шоколад способствует повышению иммунитета, то есть помогает бороться с болезнями.

Шоколад виновник лишнего веса.

Шоколад может вызвать аллергию.

- Если съесть шоколад на ночь, нарушается сон.

- Если не чистить зубы после шоколада, может появиться кариес

 

Выводы:

Ребята, что показывают наши весы?

Значит можно сделать вывод: что во всем должна быть мера.

 

- Мы узнали, где растут какао бобы и как они превращаются в шоколад, выяснили, что шоколад как вреден, так и полезен.

Ириска: Я всегда знала, я всегда говорила, что шоколад полезный! Но только в ограниченном количестве, и не забывайте чистить зубы после еды.

 

А сейчас начнется самое интересное - мы будем исследовать свойства шоколада. (дети моют руки и надевают фартуки и головные уборы)

Но, сначала, мы немного отдохнем!

Физкультминутка

Дети выполняют под музыку кинезиологические упражнения.

1. Нос- ок. ( правая рука  держит нос, левая показывает ок, хлопок, меняем левую на правую.)

2. Ухо-нос. (правая рука держит нос, левая –правое ухо, хлопок, меняем левую на праую.)

3. «вкусно» ( правая рука хлопает по голове, левой массируем круговыми движениями живот,  меняем руки).

4. «веселая ходьба» (правой рукой касаемся левое колено, левой рукой правое колено).

Прежде, чем приступить к исследованиям, нам нужно вспомнить правила поведения во время экспериментов.

Теперь проходите за столы, предварительно нам нужно надеть фартуки.

Опыт 1. Свойства какао.

- Ребята, мы с вами выяснили, что шоколад образуется из какао бобов. Какао бобы перемалывают, и получают какао порошок.

- Посмотрите на наш какао порошок, какого он цвета? (коричневого, шоколадного)

- А какой вкус имеет какао? Быть может кислое? Или сладкое? Как определить, какой вкус у какао? Что нужно сделать? (Нужно его попробовать.)

- Правильно, нужно попробовать его на вкус. Возьмите ложечки и наберите немного какао на кончик ложки. Попробуйте его на вкус. Какой вкус имеет какао? (Горький)

- Совершенно верно, какао имеет горький вкус.

А теперь возьмите еще порцию какао и добавьте его в молоко. Что произойдет с какао и молоком? (Какао растворится в молоке, молоко примет цвет какао.)

- Итак, к какому выводу мы пришли:  какао имеет горький вкус и легко растворяется в жидкости.

 

Опыт 2. Свойства шоколада.

- А теперь давайте определим свойства шоколада. Перед вами два вида шоколада. Рассмотрите их внимательно и расскажите, чем они отличаются. (Рассуждения детей)

- У нас кусочки воздушного шоколада и черного шоколада. А теперь возьмите кусочек шоколада и разломите его на части. Скажите, у вас получилось разломить шоколад? Так каким же свойством обладает шоколад?

Шоколад твердый, имеет свойство ломаться, он – хрупкий.

 

Опыт 3.

- А теперь определите свойства шоколада на вкус. Возьмите кусочек воздушного шоколада и попробуйте его на вкус. Какой вкус имеет шоколад? (Вкусный, сладкий).

- А теперь черный шоколад, какой на вкус? (горький, горьковато-сладкий).

- Шоколад одинаковый по вкусу или отличается друг от друга?

- Ребята, а как вы думаете, почему у шоколада разный вкус? (Рассуждения детей)

- Ребята, чем больше в шоколаде какао - порошка, тем он более горький на вкус.

 

Опыт 4.

А теперь возьмите кусочек темного шоколада и положите в стакан с водой. Что произошло с шоколадом? (Шоколад утонул),

А теперь положите кусочек от воздушного шоколада. Что произошло с шоколадом? (Шоколад всплыл на поверхность).

Как вы думаете, почему один кусочек всплыл, а другой нет. (Ответы детей)

Это произошло потому, ребята, что в этом шоколаде (Педагог показывает воздушный шоколад.) имеется воздух, который при контакте с воды - поднимается вверх и не тонет. Так какое же еще имеет свойство шоколад? Вывод: Он может тонуть, если он плотный в нем нет воздуха, и может плавать, если в нем имеется воздух.

Опыт 5

- А сейчас мы проверим еще одно свойство, мы посмотрим, что будет с шоколадом, если его нагреть.

- Так что же произошло с шоколадом? (Он растаял, растопился).  

Мы пришли  еще к одному выводу, что наш шоколад может существовать как в жидкой форме, так и в твердой. Шоколад имеет свойство таять и плавится, превращаясь в темную тягучую смесь.

 

Итак, ребята, вы научились определять шоколад по вкусу, цвету, форме.

Садятся на стулья

Какой мы сделаем вывод?

Шоколад бывает разным  на вкус, по форме.

Шоколад может быть жидким и твердым

Шоколад может ломаться, он хрупкий.

В воде не тонет только воздушный шоколад.

В горячей воде растворяется.

- Молодцы, ребята!

Теперь вы как настоящие мастера - шоколадье.

Ребята, а вы знаете, как такие шоколадье?

Так называется профессия человека, который занимается изготовлением шоколада.  (слайд )

- Я  предлагаю вам побыть шоколадье.  Чтобы попасть на кондитерскую фабрику , нужно одеть колпачки.

Воспитатель: Теперь вы настоящие шоколадье, проходите на свои рабочие места.

 

III. Самостоятельная работа.

Ребята, так какие продукты нужны для изготовления шоколада? Давайте вспомним. Сначала какао, потом сгущенное молоко, потом масло и ванилин. (Слайды)

 Эти продукты взбиваются миксером.

- Как вы думаете, кто должен работать электрическим миксером? Почему?

- А теперь я предлагаю нашему эксперту попробовать, что за вкус имеет наш полученный продукт? (шоколадный)

- Значит, что мы с вами получили? (шоколад)

- А можем ли мы придать форму нашему шоколаду?

 Если да, то, как это можно сделать?

 (вылить в разные формочки).

- Что нам необходимо сделать, чтобы наш жидкий шоколад застыл?

Воспитатель разливает шоколадную массу в формочки и предлагает поставить формочки в прохладное место, чтобы шоколад быстрее затвердел.

- Итак, сегодня вы впервые создали свой рецепт приготовления шоколада.

- Ребята, назовите, какие продукты мы использовали для приготовления шоколада. (Дети перечисляют продукты).

 

2-ая часть эксперимента  - Фрукты в шоколаде

- А вы хотите попробовать шоколад?

- Я приготовила небольшой сюрприз! Я предлагаю обмакнуть фрукты в шоколад и угоститься. Ну как вам понравилось?

           IV. Итог деятельности:

- Какие вы молодцы! Помогли Ириске найти ответы на все вопросы! Освоили новую профессию. Как она называлась? Я думаю, вы получили массу вкусных удовольствий. И пусть этот шоколад принесет вам только пользу! 

 

Ириска: Спасибо ребята! А можно я своему другу возьму шоколад

Дети угощают гостей шоколадными фруктами.

 

Придумал кто его – тому спасибо!

Он выглядит и аппетитно и красиво,

И пахнет ароматнее всего –

Вкуснее нет на свете ничего!

Сумеет он порадовать, взбодрить,

Вкус праздника и детства подарить!

Подать прилив энергии, заряд –

Такой вот всемогущий шоколад!

оод шокол.интерес.docx (скачать)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(8722) 69 48 81

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».